вторник, 4 октября 2011 г.

Питер за 10 дней и 100 000 шагов. История с картинками. Сказка про Гатчину-2

Автор: Йож от 10/04/2011 02:47:00 PM
   Ну, вот, наконец-то добралась до блога!!! Пока собрала себя в кучу (осенняя дипрессуха наверное или так просто великая лень меня посетила и не уходит зараза), пока подобрала снимки и попросила Ваню сделать их "вкусно", пока книжки просмотрела (хочется же написать красиво и интересно)....
  Итак, на чем мы там остановились..... Замок!!!  Вот еще несколько снимков замка для любования и хотелок (у меня последние просто зашкаливают ):

Небо в этот день было выразительное очень!


Изнанка замка! 

Утром у замка совсем нет людей!!
Фото аффтора! ))

    Ну, что, побежали дальше! И не забываем, удобная обувь - наше все!!!

    Очаровательное озеро, названное когда-то «серебряным» из-за хрустальной чистоты воды, прячется среди живописных холмов у подножия дворца. Самой природой оно как будто было предназначено для купания и беззаботных игр прекрасных нимф и наяд.
  Позже на берегу этого чудесного озера любил отдыхать с удочкой под пение гатчинских соловьев другой владелец дворца - император Александр III. Для него на озере в 1881 году талантливый конструктор-изобретатель С.К. Джевецкий продемонстрировал возможности нового «подводного минного аппарата», второй модели подводной лодки. Об этом событии сохранилось красивое предание. После погружения изобретатель преподнес букет белых линий супруге Александра III Марии Федоровне со словами: «От морского царя русской императрице». В результате удачных испытаний аппарата был издан «высочайший указ» на изготовление 50 лодок, «столь необходимых» русскому военно-морскому флоту.


 Недалеко от берега Серебряного озера и грота Эхо лежит погруженная в землю большая гранитная чаша Восьмигранного колодца. Края чаши изогнуты, как лепестки сказочного каменного цветка. В прежние века чаша до самого верха наполнялась ключевой водой родников, а затем по подземной трубе поступала в Карпин пруд. К сожалению, в наше время из-за безжалостной эксплуатации служб городского «Водоканала» Восьмигранный колодец пуст и значительно обмелело Серебряное озеро. Один из самых поэтичных районов парка находится за ограждением в «запретной зоне» и недоступен для посещения.

Восьмигранный колодец. Проход закрыт!
   Из числа ранних сооружений парка, которые сохранились до наших дней, считаются Чесменский обелиск и колонна Орла. Они были построены также под руководством архитектора А. Ринальди. 
  Чесменский обелиск относится к типу мемориальных памятников. Он установлен в честь блестящей победы русского флота над турецким в Средиземном море в бухте Чесма в 1770 году. Обелиск был сооружен в орловском парке неслучайно, т.к. главнокомандующим русскими эскадрами был назначен брат владельца Гатчины Алексей Орлов. Кроме многих наград он получил от Екатерины II почетную приставку к своей фамилии – Орлов-Чесменский. 
  Чесменский обелиск стоит на небольшом полуострове, выступающем в Белое озеро. Сложенный из мрамора розовых и серо-голубых оттенков, он рельефно выделяется на фоне неба и окружающего пейзажа. Это один из самых красивых и романтичных уголков в пейзажной части Дворцового парка.


Колонна орла

 Колонна Орла расположена, как и Чесменский обелиск, в левобережной части Дворцового парка. Стройная колонна из белого мрамора возвышается посреди поляны, открытой в сторону озера.  
  Колонна Орла имела символический смысл. Изображение орла было включено в семейный герб Орловых.  
 Колонну венчает скульптура орла. Голова мраморной птицы гордо повернута, суровый взгляд устремлен вдаль. Крылья орла слегка раскрыты, показывая, что он готов взлететь в любой момент, защищая свои права. Однако истории известно, что несмотря на высокое положение и нежные чувства Екатерины II через 10 лет Григорию Орлову пришлось уступить свое место следующему фавориту императрицы.
  Колонна Орла, значительно поврежденная во время Великой Отечественной войны, была реставрирована в 1971 году. Тогда же производились восстановительные работы в павильоне Орла, который сюжетно и композиционно связан с колонной.
                                                                         
                                                                              ***
  Период с 1783 по 1801 год внес в историю Гатчины самые яркие и значительные страницы. Это время «расцвета» Гатчинского дворцово-паркового ансамбля.В течение 13 лет большую часть года Павел старался провести в «любимой» Гатчине, вдали от «ненавистного» С.-Петербурга. Перестраивая гатчинскую усадьбу Г. Орлова, наследник российского престола старался создать резиденцию «достойную величия» будущего императора. Его участие как заказчика, его «личный вкус и наклонности», его познания в архитектуре и других видах искусства сыграли огромную роль. Они отложили такой отпечаток на весь «дух» гатчинских построек, что по справедливости можно назвать Гатчину «павловским созданием».
  Придворным архитектором Павла I стал талантливый, энергичный и исполнительный Винченце Бренна. В основном под его руководством разрабатывались планы «павловской» реконструкции. В своем творчестве В. Бренна умел сочетать строгие классические формы с пышными элементами барокко, что отвечало вкусам наследника. 
  Уже в конце 90-х годов ХVIII века сформировался комплекс трех основных парков: Дворцового, Приоратского и парка «Зверинец». 
  В то же время были продолжены работы по развитию существовавшей гидросистемы: построены новые плотины, регулирующие водообмен в озерах и прудах, дополнительно прорыты водоснабжающие и осушительные каналы, построены мосты и пристани. Получили дальнейшее развитие идеи пейзажного парка. В Дворцовом парке пейзажная часть стала называться «Большим англицким садом», а территория, перепланированная в регулярном стиле, получила названия Придворцовых, Ботанических садов и парка «Сильвии».
 Особое внимание было уделено строительству парковых и архитектурных ансамблей, в которых новые сооружения объединялись с ранее построенными. Так появились остров Любви и Длинный остров,  район Березового домика и др.
  В связи с реконструкцией Дворцовый парк был условно поделен на различные зоны: уголки для тихого отдыха, участки для различных развлечений и аттракционов, районы для прогулок пешком, верхом или в карете, и наконец, на парадные сады для торжественных праздников и приема многочисленных гостей. Архитектурные сооружения гатчинских парков являются составной частью его пейзажей. 
   Одним из ранних павильонов «павловского» периода считается Березовый домик. Если «садовые затеи» Г.Орлова можно представить только по описаниям и воспоминаниям, то восстановленный домик-сюрприз и сегодня украшает правобережную часть Дворцового парка.
Березовый домик был построен в конце 80-х годов XVIII века. В его создании принимал участие швейцарский художник и садовод А.Ф.-Г. Виолье.


 

 
   Павильон стал своеобразным символом супружеской любви. По преданию забавный домик подарила Павлу Петровичу Мария Федоровна, желая «вызвать улыбку на устах de notre cher Grand Duc» (нашего дорогого великого князя)», как она ласково его называла в письмах. Надо заметить, что в начале семейной жизни Павла Петровича и Марии Федоровны царили любовь, доверие и взаимопонимание. В Гатчине, отверженный сын императрицы впервые почувствовал себя «по настоящему дома», относительно свободно, в безопасности, в кругу семьи и друзей. Супругов огорчала лишь разлука со старшими сыновьями, воспитание которых взяла на себя Екатерина II, отобрав их у родителей.
  Гатчинский Березовый домик от подобных «сельских» строений отличался оригинальным архитектурным решением: «Эта безделка должна быть выполнена из строевого леса, обшитого распиленными вдоль поленьями, что должно придавать ей с внешней стороны вид поленницы дров, сложенных в виде запаса топлива на зиму. Не должно быть заметно ни дверей, ни окон, ни крыши, дабы иллюзия была полной…» Издали Березовый домик действительно похож на простую поленницу березовых дров. Не случайно существовало другое название домика – «Костер». В конце XVIII века перед ним простиралось широкое поле, и колосилась золотая рожь с синими васильками.
  Позже в 90-е годы XVIII века архитектор В. Бренна, как за ширмой, спрятал Березовый домик за каменный портал, названный «Маска». Величественное сооружение выполнено в строгих классических формах с колоннадой из 16 колонн ионического ордера. От портала «Маска» широкая каменная лестница ведет в сторону Белого озера к острову Любви.

Портал "Маска"


                                   


Кривляюсь! А куда без этого?
                                       
  Во время Великой Отечественной войны Березовый домик был полностью уничтожен. После войны на его месте была построена танцевальная площадка. Перед ним на бывшем поле гатчинцы упражнялись в спортивных играх, а дальше на детской площадке веселилась детвора.
  Вторым рождением музейного павильона стал 1976 год. Домик был воссоздан по историческим документам по проекту архитектора А.А. Кедринского, лауреата Ленинской премии за вклад в возрождение памятников истории и культуры.  

                                                                            ***
   Большое влияние на художественные взгляды и пристрастия вел. князя Павла Петровича оказало путешествие по Европе, которое он совершил с супругой под именем графа и графини Северных в 1781-82 гг.
  Во Франции особое впечатление на Павла Петровича произвел замок принца Луи-Жозефа Конде и окружающие его парки, первоначально спланированными знаменитым Андре Ленотром. Резиденция принца Конде находилась в Шантильи в 40 км от Парижа. Благодаря владельцам замка, а это были французские короли, принцы или великие полководцы, Шантильи не уступало по красоте, роскоши и богатству знаменитым королевским замкам. До сих пор Шантильи по праву называют «Версалем Конде».    
   В Гатчине появились парадные Придворцовые сады и Карпин пруд, торжественный ансамбль площади Коннетабля и изящное здание Кирасирских казарм, загадочный парк «Сильвия» и очаровательный остров Любви.
  В те времена художественные заимствования были частым и считались естественным явлением. Однако следует отметить, что в Гатчине использованные французские образцы творчески перерабатывались. На русской земле, под неярким северным небом они производили совсем другое впечатление.
   Французским уголком в Дворцовом парке является остров Любви. Его по праву можно назвать «островом воспоминаний». Павлу Петровичу и Марии Федоровне остров напоминал о молодости, счастливых днях и увлекательном путешествии. «Зачарованный остров» был местом уединения, романтических свиданий, тайных встреч вдали от посторонних глаз.   Остров Любви - один из многочисленных искусственных островов. Он появился в 90-е годы XVIII века. Естественный мыс озера был отделен от суши двумя прямыми каналами. Берега острова и каналов укрепили деревянным шпунтом. В сторону озера построили два каменных балкона, с который открывались широкие водные просторы с далекими перспективами. В конце XIX века над каналами появились металлические мостики с ажурными перилами по проекту инженера Л.Ф. Шперера. Они заменили ранние деревянные мосты.
 Сад на острове Любви был спланирован в регулярном стиле. Лучи-дороги пересекались поперечными дорожками. Между ними были устроены боскеты или «зеленые кабинеты» с фигурными площадками, цветниками и скульптурой античных богов любви.   
  В плане остров получился в форме треугольника. В 1792 году на его острой оконечности был воздвигнут Храм Любви, с трех сторон окруженный водой.
Павильон Венеры      

    Как и Березовый домик, павильон Венеры полностью выполнен в дереве. Он поставлен на каменный цоколь и дубовое свайное основание. Фасады павильона одеты в легкую трельяжную сетку и украшены деревянной резьбой. Вход в храм со стороны острова оформлен изящным портиком с колоннами ионического ордера. На фронтоне портика изображены эмблемы богини любви: колчан со стрелами амура и пылающий факел. Над дверью выложено бронзовыми буквами «Остров Любви. Павильон Венерин».





  Катаясь на лодках по озеру, в павильон можно было войти через маленький балкон-крыльцо. Большой парадный зал павильона – очень светлый и торжественный. В летний день солнечные блики от воды, которая плещется за окнами, играют на стенах, потолке, паркете. Кажется, что павильон, как корабль, плывет по озеру.
 По первоначальному замыслу вода была не только за стенами павильона, но и внутри – изливалась в беломраморные чаши четырех фонтанов. Она поступала из озера по специальной системе.
Гатчинский павильон, построенный под руководством архитектора В.Бренны, значительно отличается от французского образца. По форме он строже, лаконичнее, лишен многочисленных декоративных украшений, что соответствует стилю пейзажного парка. Во время праздников павильон Венеры мог служить прекрасной зрительской площадкой. Через распахнутые двери-окна можно было видеть театральные представления и фейерверки, которые устраивались на Длинном острове и на озере.
   Во время Великой Отечественной войны Храм Любви чудом уцелел, хотя и был значительно поврежден. В послевоенные годы после частичной реставрации остров Любви и павильон Венеры стали местом отдыха и народных гуляний. В павильоне работал читальный зал, клуб шахматистов, проводились концерты. В 70-е годы после выполнения очередных реставрационных работ Храм Любви был открыт как музейных парковый павильон.
   Прошли два века. В Шантильи Храм Любви был разрушен во время Французской революции, а в Гатчинском парке революции и войны пощадили павильон. Сегодня он является уникальным памятником деревянной парковой архитектуры конца XVIII века.
В павильоне нам повстречались две замечательные старушки, милые, интеллигентные и удивительно общительные. Поначалу они хмуро смотрели на туристов. Но мы-то не просто туристы, мы - фотографы и поэтому, увидев альбом черно-белых фотографий, мы его конечно приобрели. и тут с нашими бабульками случились такие метаморфозы... Долго они переспрашивали , а точно ли нам нужет такой альбом, ведь там нет цветных картинок. А потом словно сам по себе последовал рассказ "обитательниц" гатчинского замка, которые, как оказалось, поднимали его из руин после войны. Они рассказывали и я видела, как вся история, прожитая ими, отражается в их светлых глазах...  
  
                                                                        ***
 Используя обилие водных поверхностей, создатели гатчинского парка умело обыграли прием чередования полосок воды и суши. Так на правом берегу Белого озера появился Водный лабиринт. Веселую прогулку на лодках совершали по узким запутанным каналам между островками. Как продолжение Водного лабиринта поблизости на берегу был устроен Зеленый лабиринт. По сравнению с зелеными лабиринтами водные лабиринты были довольно редкой парковой «затеей» в ХVII-VIII вв.



 Сегодня рядом с Водным лабиринтом сохранился невысокий зеленый холм, который прежде представлял собой гору «Хаос» - живописное нагромождение камней среди растений. Всевозможные гатчинские мостики: каменные, деревянные, металлические, одноарочные, трехарочные, горбатые, плоские могли бы быть визитными карточками гатчинских парков. Их изображения сохранились на картинах, гравюрах, старых предвоенных фотографиях и открытках, а их описания - в архивных документах.

 Мостики являлись главным украшением парковых пейзажей, придавая им особое неповторимое очарование.






  Среди гатчинских мостов к лучшим образцам парковой архитектуры и инженерного искусства по праву можно причислить каменные мосты. В начале XIX века их было семь. Несмотря на разнообразие форм и размеров, мосты объединяло классическая строгость пропорций, умелое использование местного камня и удивительное слияние с окружающим ландшафтом. Их красиво изогнутые арочные пролеты часто служили «рамой» для парковых пейзажей.
 К сожалению, во время войны почти все каменные мосты были взорваны и до сих пор не восстановле



  В одном из самых поэтичных уголков Дворцового парка находился Плоский каменный мост. В устье Серебряного озера он соединял придворцовую часть с Длинным островом. Через мост проходила живописная дорога от дворца на берег Серебряного озера, а затем дальше к террасе-пристани на Длинном острове. До войны на мосту назначали свидание влюбленные парочки и нравилось фотографироваться туристам
 Горбатый мостик был построен в 1801 году под руководством архитектора Андриана Захарова, автора здания Адмиралтейства в С.-Петербурге. Он соединяет две части Длинного острова. В конце XVIII века на его месте существовал сначала «на козлах деревянный мосточек длиною 10 сажень», а затем – каменный с четырьмя обелисками и чугунными цепями.


 Своей изящной формой гатчинский мост напоминает знаменитые венецианские горбатые мостики. Во время путешествия по Италии помимо других городов Павел Петрович также посетил Венецию. В честь наследника российского престола в городе была устроена большая регата, а феерический праздник-карнавал на площади Сан Марко продолжался до глубокой ночи. Через 20 лет, утверждая проект, император Павел I возможно мечтал, как будет проплывать под высоко поднятой над водой аркой гатчинского мостика и вспоминать прекрасную Венецию, «королеву Адриатики».


 Красивый силуэт Горбатого мостика эффектно выделяется на фоне голубого неба и воды среди зелени Длинного острова. Это единственный каменный мост, который чудом уцелел во время войны, хотя тоже был подготовлен фашистами для взрыва. С горечью надо добавить, что сегодня Горбатый мостик неузнаваемо искалечен современными вандалами и требуется его основательная реставрация.

  Вблизи дворца находится Карпин мост. Разрушенный в годы войны мост удалось восстановить в 80-годы ХХ века. Карпин мост, как и Горбатый, соединяет две части Длинного острова. Свое название он получил от искусственного пруда, в котором разводили серебристых карпов для царского стола. Под мостом устроена небольшая плотина, которая регулирует уровень воды в пруду.
  Автором моста предположительно является В.Бренна. Строгие лаконичные формы моста, с выступающими в форме трапеции площадками и сплошным каменным парапетом перекликаются с архитектурой боковых флигелей и башен дворца.
 По обеим сторонам Карпина моста созданы контрастные по эмоциональному воздействию пейзажи. С одной стороны – спокойное водное зеркало, в котором отражается мост, с другой - бурлящий поток падающей воды несется среди живописно разбросанных камней-валунов.



На противоположной узкой стороне Карпина пруда, там, где вода из протоки наполняет водоем, находится еще один каменный мост - Захаров или Львиный. Он построен по проекту А.Д.Захарова в 1799-1801 гг. Второе название мост получил из-за каменных львиных масок, которые украшают замковые камни его трех арок. Кроме этих каменных масок по замыслу архитектора на невысоких постаментах моста предполагалось установить скульптурные группы, аллегории «Изобилие рек». После трагической гибели императора Павла I этот проект не был осуществлен Но даже без скульптуры Львиный мост принадлежит к лучшим произведениям дворцово-парковой архитектуры. Разрушенный в годы войны Львиный мост восстановлен в конце прошлого века
                                                                           ***
В гатчинском парке сооружения строились не только из различного вида камня или дерева, но даже из обычной земли. На юго-западе левобережной части Дворцового парка находится в полуразрушенном виде уникальное сооружение - земляной Амфитеатр.





 Сегодня Амфитеатр представляет собой окруженную высоким земляным валом круглую арену в радиусе около 60 м. На гребне вала сохранились разросшиеся старые деревья. На арену ведут 4 прохода с каменными лестницами в торцах.  
 Гатчинский амфитеатр является оригинальным образцом «зеленой архитектуры» в садово-парковом искусстве конца XVIII века. Его автор - архитектор Н.А. Львов, которому принадлежит идея строительства целого дворца из прессованной земли в Приоратском парке.     К сожалению, архитектору не удалось осуществить проект Амфитеатра до конца: помешала преждевременная смерть Павла I и прекращение работ. 
 По проекту Н.А. Львова предполагалось арену Амфитеатра отделить барьером из низко стриженого кустарника, по валу устроить дерновые скамьи для зрителей, и завершить зелеными стенами из стриженой липы в два ряда. В пространствах между этими стенами шпалерника на высоких пьедесталах была бы расставлена скульптура и чаши-светильники. Проходы в Амфитеатр планировалось закрывать железными воротами с вензелем Павла I.  Амфитеатр предназначался для проведения «рыцарских каруселей» - конных состязаний или выполнения на лошадях различных упражнений. В Европе рыцарские карусели были модной забавой при королевских дворах в ХVII-XIX веках. Они пришли на смену средневековым рыцарским турнирам.
  В России первые «конные карусели» состоялись по распоряжению Екатерины II. Это были великолепные театральные представления. Одна «из славнейших каруселей» была устроена перед Зимним дворцом в С.-Петербурге в 1766 году. Главными героями в ней были братья Орловы. Как сообщалось, в состязаниях «с незначительным преимуществом» победил старший брат Григорий. В довоенной коллекции живописи Гатчинского дворца-музея находились два «карусельных портрета» Григория и Алексея Орловых работы датского художника В. Эриксона. Глядя на портрет Григория, статного красавца в римских доспехах, верхом на горячем скакуне, можно понять, почему императрица подарила своему фавориту не только сердце, но и гатчинское поместье.
  В детстве вел. князь Павлу Петровичу удалось увидеть конные карусели, и они произвели на него огромное впечатление. Позже он отлично ездил верхом и любил лошадей. Кроме того, будущий император мечтал возродить идеалы и традиции рыцарства. Для романтической натуры Павла рыцарская доблесть, честь, благородство, поклонение даме сердца не были просто красивыми символами. Не случайно, историки назвали его «Дон-Кихотом на российском престоле», а в 1798 году он был избран Великим Магистром Мальтийского ордена Св. Иоанна Иерусалимского.
                                                                       ***
 Недалеко от Амфитеатра большую территорию занимает бывший дворцовый комплекс оранжерейно-тепличного хозяйства.
  В Гатчине первые оранжереи появились еще в орловской усадьбе. Оранжереи были обязательной принадлежностью каждого богатого поместья.Так в середине XIX века на территории парка каменных оранжерей числилось: виноградных - 3, персиковых – 4, абрикосовых-3, сливовых - 2, для содержания разных растений - 5. В 1844 году по «Ведомости об отправленных фруктах и зелени к Высочайшему Двору из Гатчинкого Дворцового сада» перечислено: персиков - 3275, абрикосов - 1421, слив желтых ранних – 5, слив - 3560, арбузов - 34, ранней земляники ягодами - 11495, земляники - 3 пуд.9 фунт., винограду – 9 пуд., 13 фунт, голубики – 1 пуд.38 фунт, яблок - 2 пуд., «розанц в горшках» - 40, резаных цветов для букетов - 11, огурцов-810, смородины красной - 3 пуд, смороды черной - 3 пуд, турецких бобов - 1 пуд, картофелю - 18 пуд, нарциссов, тюльпанов, фиалок, гиацинтов и т.д. В начале ХХ века в путеводителях по Гатчине помимо экскурсии по дворцу и паркам предлагалось посетить Большие дворцовые оранжереи: «Они не имеют художественного значения, т.к. построены при Александре III, однако в них интересно осмотреть во время цветения персиковые деревья, сплошь залитые розовыми цветами».



 Рядом с комплексом оранжерей на живописной дороге, ведущей к дворцу, поражает красотой и величием полуразрушенное здание, сложенное из крупных блоков пудостского камня с выступающими боковыми ризалитами и 5-ю высокими арочными проемами. Это бывшая Лесная оранжерея. Павильон был построен в конце XVIII века на месте старой оранжереи орловской усадьбы.  
  Даже в разрушенном виде Лесная оранжерея «по своим отличным пропорциям заслуживает быть причисленной к первоклассным сооружениям».
По архитектуре Лесная оранжерея напоминает французские постройки. Первоначально здание завершала высокая кровля с переломом и мансардными окнами. Парковый павильон имел много общего с образцами оранжерей из известного альбома французского архитектора и исследователя ХVIII века Ж.-Ф.- Блонделя.





 В ХVII-XVIII веках подобные павильоны были необходимой принадлежностью европейских парков, а в королевских парках они служили предметом гордости и подражания. 
 В гатчинской Лесной оранжерее выращивали теплолюбивые деревья: цитрусовые, лавровые, тисы и различные виды экзотических растений и цветов. Летом часть деревьев в кадках выставляли перед павильоном на берегу небольшого круглого пруда с гранитными лестницами, ведущими к воде, а другие использовались для украшения Придворцовых садов. 
  Павильон был разрушен в годы Великой Отечественной войны: сгорели мансардная кровля, двери, оконные заполнения из стекол изумрудного цвета, был утрачен интерьер с трельяжным оформлением. В 70-е гг. ХХ века готовилась документация для восстановления здания и прилегающей территории, но из-за отсутствия средств работы не были проведены.
                                                                   
                                                                                      ***
Продолжить увлекательное путешествие в прошлое Гатчины можно, изучая историю парка с загадочным названием Сильвия. Парк расположен северо-западнее дворца. Его площадь – небольшая, около 20 га. С одной стороны территорию парка «Сильвии» отделяет глухая каменная стена, а противоположной по его границе протекает речка Колпанка.
Под треугольным портиком над аркой ворот помещена надпись «Сильвия», а на замковом камне - резная маска лесного духа и стража Сильвана с широким лицом и косматой бородой. Сквозь арку видны три прямые аллеи, обсаженные темно-зелеными елями, которые, прямыми лучами уходят вдаль парка.

   
Сегодня парк кажется мрачным и напоминает мало ухоженный лес. Но в конце XVIII века «характер» «Сильвии» был совсем иным. Это была зона развлечений, веселых и легкомысленных, в духе галантной Франции.



  Красивое имя Сильвии вел.князь Павел Петрович тоже привез из Франции, как воспоминание о замке Конде. Лесной нимфой Сильвией назвал очаровательную хозяйку Шантильи графиню Монморанси поэт Теофмль де Вье за то, что она любила отдыхать в укромном уголке парка на берегу пруда и ловить рыбку. Позже в честь прекрасной графини был назван парковый павильон с маленьким садиком, а затем и целый парк.
  Гатчинский парк «Сильвия» был создан в 90-е годы XVIII века под руководством садового мастера Джеймса Гекета.
  

  Планировка парка была чрезвычайно сложной. Между тремя дорогами-лучами и пересекающими их дорожками в образованных секторах были устроены боскеты или «зеленые кабинеты», а в них - запутанные лабиринты, цветочные партеры, миниатюрные пруды, гроты, каскады, кружевная сеть маленьких дорожек и фигурных площадок. На площадках находились различные игры. Многие боскеты были украшены скульптурой. Например, до конца ХIХ века в Сильвии находилась античная статуя Венеры Капитолийской, вывезенная из Рима графом И. Шуваловым. 
 Сегодня она находится в Гос. Эрмитаже в С-Петербурге. Для создания боскетов было посажено огромное количество больших лип, а для шпалер или зеленых стен - тысячи «мелких, от корня сучковатых».
 «Сильвия» была похожа на райский сад, где пели птицы и расцветали цветы. Ранней весной в парке высаживались тюльпаны, нарциссы, анемоны, летом – разных сортов розы. Газоны пестрели от лесных фиалок, маргариток, незабудок.
  Конечно, на содержание такого парка требовались немалые средства, которые не стали тратить последующие владельцы Гатчины. Во времена императора Николая I «Сильвия» постепенно превратилась в лесопарк, и лесной дух Сильван стал настоящим ее хозяином.
 И все же, прекрасная Сильвия не исчезла навсегда. Как выяснилось во время работ по обследованию парка в 1970 году: под небольшим слоем дерна, кустарника и корнями выросших за столетия деревьев ее старая планировка полностью сохранилась. 

Ну, на сегодня, пожалуй, все! В следующий раз расскажу про последнюю "вкуснятину" Гатчины - Приоратский дворец!  Пока-пока!!!



2 коммент.:

Йож комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Анонимный комментирует...

Подробный рассказ.
В Википедию можно уже не лазить ))

Отправить комментарий

 

Йожкин house Template by Ipietoon Blogger Template | Gadget Review